Мой путь к вершине Эвереста (8848 м)

14 мая 2018 года в 9:12 по местному времени я стоял на вершине мира. Рядом были мои друзья Дмитрий Семеренко и Роман Городечный, наши шерпы и еще десяток других альпинистов.  Мы сделали это! Мы взошли на Эверест!

Все началось в не таком далеком 2013 году. А может быть, еще раньше, когда я первый раз пошел с родителями в поход по Карпатам. Мне тогда было 9 лет.

На Эверест я взошел без двух недель в 29. Почти 20 лет прошло от моей первой вершины Великий Верх (1598 м) до Эвереста (8848 м). Но тогда, обьедаясь черники и ловя форель, про Эверест я даже не думал. Возможно, я даже не знал о его существовании. Я просто бежал с горы и вдыхал аромат чистого воздуха полной грудью. Так привилась моя любовь к горам..

первый поход по Карпатам

Эльбрус (5 642м) – первая большая гора

Помню, как  в 2013 году, на вечере туризма в Белой Церкве, я  шепотом рассказывал друзьям и знакомым, что хочу сходить на Эльбрус. Тогда для меня это было чем-то запредельно-нереальным. Я боялся, что более опытные туристы поднимут меня на смех, мол куда мне идти на Эльбрус.  Поэтому, рассказывал шепотом и лишь некоторым.

В августе 2013 года с двумя друзьями я был на вершине Эльбруса. Мы поднялись по классическому маршруту с южной стороны. Погода стояла хорошая, но было тяжело и холодно. Всю гору, начиная с поляны Азау, мы шли пешком и нас сильно бесил гул ретрактов на 4100 и выше. Тогда я всерьез задумался над тем, надо ли мне эти горы. Задумался всерьез, но не надолго.

Почитать описание программ: Эльбрус с юга и Эльбрус с севера

На вершине Эльбруса

Без больших гор - 2014-2015

Весной 2014 года я впервые попал в Непал, а летом – в Исландию и Норвегию. Два года я водил сам по этим регионам. Для каких-то своих планов не было времени. Но Кулуар развивался, к нам приходили классные гиды, на которых я мог полностью положиться.

Где-то в этом периоде у меня зародилась мысль о 8000 м. Нет, не об Эвересте, а о самой технически простой восьмерке – Чо-Ойю (8 201м). Я даже создал группу в фб, куда добавил несколько своих друзей, которые в теории могли бы составить мне компанию.

Просто взять и сходить на 8000м нельзя,  нужно готовиться. Для себя я подобрал несколько вершин так, чтобы высота набиралась постепенно. Восьмерку планировал на осень 2017 года.

Килиманджаро (5 895м), сентябрь 2016

Восхождение на Килиманджаро стояло первым в моем списке, так как это ближайшая по высоте вершина, после Эльбруса. А еще я никогда не был в Африке и хотелось побывать. На Кили мы сходили без особых проблем, мне очень понравилась программа с сафари и Занзибаром, так что сюда я еще возвращался в декабре 2017 года.

Вершина Килиманджаро, декабрь 2017 года

Мера пик (6 461м) и Айленд пик (6 189м) – декабрь 2016

Дальше по плану – первый шеститысячник. Вариантов не много, нужно выбирать что-то из гималайских. Или Мера пик или Айленд. Но зачем выбирать, если можно сходить сразу на оба? Так я присоединился к группе Дениса Алимова, на программу Мера пик + Айленд пик. Сначала мы поднялись на Мера пик (6461 м), я чувствовал себя отлично. На вершине был аккурат с восходом солнца.

Вершина Мера пик

Потом прошли перевал Ампхулапча (5870 м) – это уже было испытание посерьезнее. Адреналин бурлил, было очень красиво!

На перевале Ампхулапча

На Айленд пик (6 189м) мы просто забежали, акклиматизация была отличная! Именно здесь я познакомился с первой лестницей через трещину, раньше такие я видел только в фильме Эверест.

первая в жизни лестница

Программа мне очень понравилась, много ночевок в палатках, сложная и красивая! Сейчас такую мы проводим каждую осень.

Аконкагуа (6 962м) – январь 2017

Продолжаем набирать высоту. Следующая ступень – это почти семь тысяч, высшая точка Южной Америки – Аконкагуа. С группой мы прошли треккинг в Патагонии, а после решили воспользоваться моментом и вдвоем с Ромой сходить на гору.  Мы оба проводим в горах от 200 дней в году, решили, что можем забить на правильную акклиматизацию и пройти вершину гораздо быстрее.

Во время ночевки в лагере Канада на 5050м (какие же там закаты!) Рому серьезно накрыла горняшка. С первыми лучами солнца мы начали спуск в базовый лагерь, оставив все наше снаряжение на горе. В Плаза де Мулас (4300м) Роме стало легче, но все равно было очень тяжело. Тогда мы решили разделиться – следующим утром он уходит вниз, а я иду на гору.

В этот день я поднялся в Нидо де Кондорес (5550 м), а на следующий - вышел на штурм. Погода была идеальная, шлось не очень легко, но я постепенно обогнал всех, кто статовал с 6000м и первым поднялся на вершину. Минут 40 провел там сам, наслаждаясь пейзажами и теплом. За это время на горизонте появились первые восходители и я начал спуск. С горы нужно было спустить все снаряжение за двоих человек, это было непросто. Но к вечеру я уже пил пиво в базовом лагере.

Всего от входа в парк Аконкагуа и до выхода у меня получилось семь дней.

Рекомендую: Дневник восхождения на Аконкагуа

На вершине Аконкагуа

Пик Ленина (7 134м) – июль 2017

Сразу скажу, что на Ленина мы не вышли. Развернулись чуть выше «Ножа» на высоте 6800-6900 м из-за сильного ветра и мороза. Тогда я впервые увидел волдыри на своих пальцах. В этот раз с Горой не удалось договориться, но расстройства по этому поводу у меня не было. Всегда можно вернуться, было бы желание.

Восхождение на Ленина – трудная и рабочая программа, после которой можно пробовать и 8000 м.

Второй лагерь на рассвете

Манаслу (8 163м) – 26 сентября 2017

Так, незаметно, за год времени, я подошел к своим первым 8000м. К этому моменту Андрей Вергелес и Мария Коваль вернулись с экспедиции на Манаслу и я пересмотрел все выпуски с их экспы на канале Андрея, очень интересно и познавательно!

Чо-Ойю оказалось очень дорого и я решил пробовать Манаслу. Нужно было искать напарника или идти с шерпой. По деньгам получалось, что брать напарника, что шерпу – примерно одинаково. Не долго думая, я предложил Саше Павлову присоединиться к моему восхождению. Нам комфортно вместе, да и гид с опытом 8000м Кулуару точно не помешает.

Времени на детальную подготовку и составление меню у нас не было, поэтому мы просто купили 100 пакетов Идла, 80% которого не сьели. Вообще, с аппетитом у меня были большие проблемы на горе, я ел очень мало.

К экспедиции мы присоединились по «бомж-пакету», в который не входит ничего, кроме вписки тебя в групповой пермит.

Установка лагерей, переноска грузов, питание – все ложилось на наши плечи. От лагеря к лагерю мы передвигались с большими рюкзаками.

Но так вышло, что на 13-й день, без кислорода и шерпов я, Вова Рошко и Дима Нечепоренко стояли на вершине Манаслу. После обеда этого же дня на гору сходили Виталий Лазо и Антон Пуговкин, которые спустились с вершины на лыжах. Саша Павлов во время первой попытки начал сильно замерзать, поэтому развернулся и ждал нас в штурмовом лагере. Я отдал ему свой высотный костюм и он сходил гору на следующий день.

Почитать в деталях можно тут: Впервые на 8000м - часть 1Гора духа: восхождение на Манаслу - часть 2, Штурм вершины и спуск - часть 3

Манаслу, пикник на обочине

После самостоятельной бескислородной  восьмерки я понял, что можно пробовать Эверест. Именно в этот момент он появился в моем мозгу ясной целью, не раньше.

В статье я привел лишь ключевые вершины по набору высоты, между ними у меня было много треккингов и походов, на более низких высотах.

Эверест (8848 м), 14 мая 2018

Первая мысль у меня была очень дерзкая – попробовать сходить на Эверест без кислорода (хорошо, что передумал). Потом я решил, что лучше с кислородом, но пробовать сразу две горы – Эверест и Лхоцзе (8 516м).  Это тоже очень дерзкая затея, с которой на тот момент справилось всего 86 человек в мире.

Нас собралось четверо: Я, Роман Городечный, Дмитрий Семеренко и Ира Галай. Ира уже была на Эвересте и ее целью стояло бескислородное восхождение на Лхоцзе.

На ледопаде Кхумбу

Все активно тренировалась, а я за три недели до старта уехал в Непал, провести группу по маршруту: Трек к Эвересту через Гокио. Для меня это было хорошей акклиматизацией и в группу я взял свою маму, чтобы она посмотрела на Эверест своими глазами и потом меньше переживала.

7 апреля команда украинской экспедиции на Эверест + Лхоцзе собралась вместе в Катманду. Понеслось!

13 мая около 8 вечера мы вышли на штурм.

14 мая в 9:12 мы стояли на вершине мира!

На вершине Эвереста

20 часов занял штурмовой выход. 13 часов подьем и 7 спуск.

Всего без сна мы провели около 34 часов.

Во всех деталях про экспедицию я рассказываю в своем дневнике:

Часть 1. Украинская экспедиция на Эверест + Лхоцзе - начало

Часть 2. Экспедиция на Эверест + Лхоцзе – первый выход на гору

Дальше будет)

штурмовой выход на Эверест

Эверест поменял каждого из нас. Теперь мы еще более точно знаем, что все возможно. Мы взошли на вершину мира, но впереди еще много других!

Мои дальнейшие планы:

25.06.2018 – Восхождение на Монблан и Маттерхорн

05.09.2018 – Восхождение на Чо-Ойю (8 201м)

21.10.2018 – Восхождение на Ама-Даблам (6 856м)

Январь 2019 – Пик Винстона, программа пока в разработке

Весна 2019 – если соберется команда, то Восхождение на Эверест. Для себя таки попробую сходить еще Лхоцзе

Автор: Тарас Поздний, основатель и руководитель клуба Кулуар

Мой фб: Taras Pozdnii - подписывайтесь!