en
en ruua

The place where my soul remains

Return
Author: Tanya Ruban-Shchukovskaya, Hannover, Germany
Teamleader: Anna Belova
Overall rating
Teamleader rating
Manager rating
What did I know about Georgia before? It was completely standard concepts: "Borjomi", the wide hospitality of the Georgians, multi-voiced singing and unique dances. And then there is the Caucasus, which inspires many poets, but what it is, I had no idea, only saw in pictures of beautiful, ice-covered mountains.

When I read that the club “Kuluar” has the opportunity to get acquainted with Georgia in an easy hike, and even in Svaneti, which still retains its primitive appearance, I signed up for the group without hesitation.

Hiking in Svaneti is not Lykia

I had an experience of hiking with Kuluar in the same format “with light rucksacks and in small houses”, but along Likian Trail in Turkey. The organization was perfect. I expected the same here, of course. And my expectations were met. By the way, my group was the first to have passed this route without tents. But very much I want to note that this hike is incomparable with the same hike along the Lycian trail. Symbols “Easy” and “It is possible without any experience” do not mean that it will be an unbiased walk on the mountains. Anyway, the Caucasus is harsh and proud, and does not forgive frivolous attitude. It is worth to be prepared physically at least a little, even if it’s very light. Here are other drops in altitude, there are rocky and difficult roads and long passages. I didn’t regret for a minute that I started jogging after Lykijki to get ready for the new journey. So this hike through Svaneti was really easy for me.

Such sunless sunny Batumi

Having arrived a few days early, I decided first of all to explore Batumi. This city greeted me with torrential rains for all three days of my stay there. Plus, because of the pandemic, public transportation was canceled, so the only way to get around was by cab. But that didn’t dampen my mood one bit. I could easily see the city on foot, wearing the raincoat I had taken for the hike anyway. In between rains I rode the cable car, visited several old churches, visited a huge botanical garden, and explored the center of the city to the smallest detail. And also rented a bike and rode along the waterfront. I recommend it to everyone! There’s a good bike path length of almost 8km and you can see a lot of interesting urban landscapes and breathe the pleasant sea air.

Wooden cabins, “live” Ushba, photo shoot in a dress on the background of Shdugra waterfall and breaking the rule

Compared to Batumi, we had nice weather during the whole trip: it was slightly cloudy, not hot, and the rain was raining only at night.

The first place we spent the night was cozy, brand-new wooden houses in Mazeri, behind which the Ushba Mountain rises majestically. After the guide’s stories about this inaccessible and sacred to the Svans mountain, I began to feel a kind of reverence for it myself. I’ve always believed that the mountains, like living beings, see and feel everything. Imagine such a picture: we arrived and settled in. We couldn’t see the top of Ushba over the clouds. And as soon as the guys and I went for a walk, where we started fooling around like children, laughing and taking funny pictures, the mountain looked out from behind the clouds, as if it wanted to see who was making noise there. And then a few minutes later it hid again. I had the feeling that it was watching us and generally watching the order.

Who knows, maybe the Sovanians believe the same thing?

From Mazeri we had the exit to Shdugra Waterfalls. It is very picturesque road! Along the river through the forest, then uphill with breathtaking views. That’s where I did my first photo shoot in a dress. The thing is, on the Couloir’s list of recommended things to take with you was a dress for beautiful photos. Girls, believe me, it’s worth it! The pictures in the dress on the background of the waterfall and mountain ranges came out just incredible! And don’t be afraid that you are carrying extra weight, because in the closet of almost everyone

girl there is a very light beautiful dress that you can take with you. And the guide gives plenty of time for the photo shoot and change of clothes. So, I got quite a few pictures of myself in a dress with the mountains as a backdrop.

On the way back we, obeying the instinct of a mushroom hunter, broke the rule. The fact is that at the very beginning of the all signed under the instruction that you can, and what is forbidden to do in a hike. Gathering mushrooms was not allowed. But as soon as the road began to come across real porcini mushrooms, the size of caps which in diameter sometimes reached the length of an adult’s palm,

some members of the group could not resist the temptation to pick a couple of these “giants. And then another and another… In Georgia, apparently, it is not customary to pick,

dry and eat porcini mushrooms, so there were a lot of them! Well, how can you not pick just a little? Quite rightly, all the mushroom pickers were reprimanded by the guide. And then they made up for it with deliciously fried porcini mushrooms. The owner of the wooden houses even provided us with pots and pans and gave us some onions and oil. None of the participants of the hike after tasting the fried boletuses were not hurt. But nobody collected mushrooms anymore either.

Very touristy Mestia, acquaintance with the history and way of life of Svaneti, the house of the mountain climber Michael Khergiani, renaming the trek to “gastro-tour

Mestia is the capital of Svaneti. The city, which combined centuries-old past in the images of Svanetian towers and noisy present with various souvenir stores and numerous tourists. A city that already seems to speak all European languages. It is peacefully nestled between the mountains along the river, giving all visitors the opportunity to touch the history of Svaneti. I liked this city very much at night, when the silence came, and the towers were pleasantly illuminated by lanterns. It was even something mystical in their golden night glow… Do not miss the opportunity to wander at night not through the main streets of the city, but a little higher. You will have a lot of impressions for a long time.

In the museum of mountain climber Michael Khergiani, we met his relative, who gave us a tour with his typical Georgian emotionality. Here, for the first time, I saw a typical house of the Svans, where, as I understood, they used to live until quite recently. We asked him lots of questions, and he answered them patiently and friendly. It was very educational! We will meet such dwellings again and again on our way. We went up to the tower, we walked by the rooms, where the climber M. Khergiani, once known in the former Soviet Union, lived, he was an amazing man, how many lives he saved! But you will be able to learn about it during the tour.

In Mestia we lived in a house whose hostess’s name was Manoni. We had previously experienced Georgian hospitality and the desire to feed our guest. But what awaited us here was simply unbelievable! When we came for dinner we had the impression that the tables were laid for a large wedding. Various salads, khinkali, khachapuri, first courses, potatoes, eggplant dishes, fruit, etc. – It is impossible to count all! And everything was delicious and self-made! That evening we jokingly called our trek “Gastro Tour in Svaneti with light backpacks but heavy stomachs. Breakfast was just as rich, after which it was extremely difficult to get up from the table. Such lavish breakfasts and dinners accompanied us almost throughout the entire hike.

My favorite day of the hike

It was an unforgettable adventure that our guide had been preparing us for since day one. The hike of 17km, the pass at an altitude of almost 3000m. That day I felt like a part of the wonderful world. The immense beauty of the Caucasus just flowed into me with every step. I had the feeling that the mountains themselves gave me strength to go up. I realized only during resting that my legs were a little tired.

The cute, brave horses carried us across the mountain river, to the place

crossing which we were bound to reach before lunch, for afterwards the river grew deeper and more dangerous. My excitement was boundless! Except that my horse stopped for a minute in the middle of the turbulent stream, wondering where to step next, thereby sharply raising my adrenaline level. I really asked her to keep going. And she kept going until she was stopped by the guys on the other side.

At the pass, I could hear huge ice floes falling and crashing down from the glacier, and I thought it was a thunderstorm coming. Nature showed its power, which is impossible not to respect and it is impossible not to admire.

From the height I saw how a river is born and grows. I saw the greatness of the Caucasus.

With the help of pictures on the pass we tried to pass all our sensations. Almost every one of us must have felt like a bird or a wind, free and strong.

The village that took my heart

We spent our last days in Ushguli. Far from the usual civilization between the high mountains, the village has still retained its identity, despite the fact that it is also gradually becoming more and more touristy.

There are still functioning old towers and ramshackle houses in which the Svans live. There is even a small church of Lamariya (Saint Mary’s Church) which, if I am not mistaken, was built in the 9th-10th century and one could see old frescos there.

We met the keeper of the old house, a wonderful Svanese grandmother who smelled like milk. She showed us the house where she and her son used to live not long ago.

Early in the morning with the sunrise we climbed the mountain with our guide from where we could see how the sun rays were filling the gorge and Ushguli was waking up. The majestic Shkhara was open in all its beauty. She must have been greeting sunrise with us to the sound of bells of cows going to pasture. Peace, tranquility, and awe I felt at that moment. And then I realized that this place had taken a part of my heart.

There was a lot to write about.

On the day of our departure it rained. It seemed to me that the mountains reflected our condition: they were crying just as we were, not wanting to say goodbye.

Each day was not like the other. We walked up the big rocks close to the glaciers, we drank refreshing water from the mountain streams, we were welcomed in every house. Hundreds of pictures would not convey the beauty we saw. I was imbued with respect for this proud and unconquered people, the Svans. They often survive in very extreme conditions, because the mountains are not always sunshine and good weather. At the same time, they build new houses, so that anyone can visit their land, to get acquainted with their ancient culture. And let it be that the hostels sometimes have only one shower for 6 people, the drain doesn’t always work well, and the beds creak at night. Let it be that the rooms are sometimes a little damp. It’s nothing compared to what Svaneti offers. In any case, we were warmer and cozier than our fellow travelers on the route with tents. By the way, they were what we called “real hikers,” because our version of the hike was really easy.

A guide who gave his heart to the mountains

“Do you love the mountains as I do?” – This is the phrase I can describe our team leader, Anna Belova. A person, who simply left all blessings of civilization of the capital life in the name of mountains. Communicating with her you understand that her heart does not belong to people. She loves and knows mountains, she tells with infectious inspiration about every peak, every river and every settlement. Anna was strict with us (how else could it be in the mountains!) if we were a little stubborn. She is a person with her own established principles. She sincerely believes that if people go to the mountains, it is for the mountains, so she was very upset by the caprices and discontent of some members of the group, and it was felt.

I am very grateful to her that she was able to find comfortable guest houses for us, and, remember, we were the first group in Svaneti in this format.

It is always very important for me to trust my guide. I trusted Anna. There was no fear with her. And at the same time she didn’t “coddle” anyone and didn’t pry, giving everyone the opportunity to realize their potential, to motivate themselves in the moments when it was a little difficult. But if you turn to her for help or advice, of course, you will get tremendous support.

And Anna also loves taking pictures of everything and she manages to capture just unique moments. To convey the beauty of the mountains through the camera, I think, is also a talent. And she is happy to share her photos and impressions in social networks, showing people how beautiful Svaneti is.

A few words of advice to those who are going on a trip and what I got for myself from the trip

I have absolutely no idea how to create a hike of this format “Lightweight and in cabins” and I’m sure that everything was thought out to show us the maximum possible without much stress for the tourist. But it seemed to me sometimes that we travel a lot by minibus. Therefore, anyone who is going to this hike, I recommend making sure to take sleeping pills, as none how serpentine the road gives of itself. Personally, I would have left more walking roads. But then, perhaps, would have to increase the number of days hike or reduce the number of places to visit.

In the description of the hike is a sign that you can go with children. Yes, that’s true. But the child should be not bad physically prepared. We had a ten years old girl in our group, she tried very hard, she perfectly managed to pass difficult stages of the route with parents support, but it was visible, that in some places it was very heavy. And it seems to me, that in such campaigns children will learn not to give up and learn to behave in collective with absolutely unfamiliar people in unusual for them conditions under rules of a campaign. Be prepared for that. Sometimes it is not easy. Every member of the group determines the success and good mood during the trip.

And, of course, do not overload your backpack extra things and food. There is no one to carry it except you. Hungry you will not stay exactly,and on the stays will be light snacks.

And I, having been twice in hiking “light” format, came to the conclusion that I want to continue traveling, but with tents. It’s so great to pull yourself out of your comfort zone and fully obey nature. And something tells me that my first camping trip will be in Georgia.

Thanks to the crew “Kuluar-Hiking” for organizing such a great trip! You are the best!

I want to participate

0/350
By clicking on the "Submit request" button, you agree to the processing of personal data.
Your application is accepted
The next step is
It is good if you fill it out now. Also, a manager will soon contact you and advise on all issues.
We will try our best to make you happier in the mountains. This is our mission. See you!
Something wrong! Try again later Your application is accepted. Our manager will soon contact you and advise on all issues.

ru
ru uaen

Место, в котором осталась моя душа

Вернуться
Автор: Таня Рубан-Щуковская, Ганновер, Германия
Тимлидер: Анна Белова
Общий рейтинг
Рейтинг тимлидера
Рейтинг консультанта
Что я знала раньше про Грузию? Это были совершенно стандартные представления : "Боржоми", широкое гостеприимство грузинов, многоголосное пение и неповторимые танцы. А ещё там есть Кавказ, который вдохновляет множество поэтов, но какой он, я не имела ни малейшего представления, только видела на картинках красивые, покрытые льдом горы.

Когда я прочла,что в клубе «Кулуар» есть возможность познакомиться в лёгком походе с Грузией, да ещё и по Сванетии, которая сохранила ещё свой первобытный вид, я без раздумий записалась в группу.

Поход по Сванетии — не Ликийка 

У меня уже был опыт похода с «Кулуаром» в таком же формате «с лёгкими рюкзаками и в домиках», но по Ликийской тропе в Турции. Организация была идеальной. Ожидала, конечно, здесь того же. И мои ожидания оправдались. Кстати, именно моя группа была первой, которая прошла-проехала этот маршрут без палаток. Но очень хочу отметить,что этот поход несравним с таким же походом по Ликийской тропе. Значки «Лёгкий » и «Можно без опыта» не означают, что это будет беспристрастная прогулка по горам. Как ни как, Кавказ, суровый и гордый, не прощающий легкомысленного отношения. К походу стоит физически хоть немного подготовиться, пусть даже и очень облегчённому. Здесь другие перепады высот, здесь встречаются каменистые непростые дороги и длинные переходы. Я ни минуты не пожалела о том, что после Ликийки стала делать пробежки, готовясь к новому путешествию. Поэтому этот поход по Сванетии оказался для меня действительно очень лёгким.

Такой несолнечный солнечный Батуми 

Приехав на несколько дней раньше, я решила, сперва,ознакомиться с Батуми. Этот город встретил меня проливными дождями все три дня моего прибывания в нем. Да ещё и отменили общественный транспорт из-за пандемии, так что единственным способом передвижения было такси. Но это ни капельки не омрачило моего настроения. Город можно было спокойно посмо- треть и пешком, накинув на себя дождевик, который все равно был взят для похода. В перерывах между дождями я покаталась на канатной дороге, посетила несколько старых церквей , побывала в огромном ботаническом саду, изучила до мелочей центр города. А ещё взяла на прокат велосипед и проехалась по набережной. Всем рекомендую! Там есть неплохая велодорожка длиной почти 8км и можно увидеть очень много интересных урбанистических пейзажей и подышать приятным морским воздухом.

Деревянные домики, «живая» Ушба, фотосессия в платье на фоне водопада Шдугра и нарушение правила

По сравнению с Батуми  на протяжении всего путешествия унас  была хорошая погода: слегка облачно, совсем нежарко, а дождь если и шел,то только ночью. 

Первым местом нашего ночлега были уютные, совершенно новые деревянные домики в Мазери, позади которых величественно возвышается гора Ушба. После рассказов гида про эту труднодоступную и священную для сванов гору, я стала к ней сама относиться с каким-то благоговением. Я всегда верила, что горы, как живые существа, все видят и чувствуют. Представьте себе такую картину: мы приехали, заселились. Вершины Ушбы за облаками не было видно. И как только мы с ребятами пошли на прогулку, где стали, как дети дурачиться, смеяться, делать забавные фото, то гора выглянула из-за облаков, как будто решила посмотреть, кто это там шумит.А потом через несколько минут снова спряталась. У меня было чувство,что за нами она наблюдает и вообще смотрит за порядком.

 Кто знает, может, в то же самое верят и сваны? 

          С Мазери был у нас выход к водопадам Шдугра. Очень живописная дорога! Вдоль реки через лес, потом подъем в гору с дух захватывающими видами. Там я сделала свою первую фотосессию в платье. Дело в том, что в списке рекомендованных „Кулуаром“ вещей, которые нужно взять с собой, было   платье для красивых фото. Девушки, поверьте, оно того стоит! Снимки в платье на фоне водопада и горных хребтов вышли просто невероятными! И не стоит бояться, что вы несёте лишнюю тяжесть, ведь в гардеробе почти каждой

девушки найдется очень лёгкое красивое платье, которое можно взять с собой. А времени для фотосессии и переодевания гид даёт предостаточно. Таким образом, фотографий в платье на фоне гор у меня появилось довольно-таки много. 

На обратном пути мы, повинуясь инстинкту грибника, нарушили правило. Дело в том,что в самом  начале все подписываются под инструкцией,что можно, а что запрещено делать в походе. Собирание грибов не разрешалось. Но как только по дороге стали попадаться настоящие белые грибы, размеры шляпок которых в диаметре иногда достигали длины ладони взрослого человека,

некоторые члены группы не могли удержаться от искушения сорвать пару таких „великанов“. А потом ещё и ещё…В Грузии, видимо, не принято собирать,

сушить  и есть белые грибы, поэтому их там было невероятное множество! Ну, как же не собрать хоть чуть-чуть? Совершенно справедливо все грибники получили выговор от гида. А потом они заглаживали свою вину вкусно приготовленными жареными белыми грибами. Хозяйка деревянных домиков даже снабдила нас для этого кастрюлями и сковородкой, а также дала лук и масло. Никто из участников похода после пробования жареных боровиков не пострадал. Но грибы уже тоже больше никто не собирал.

Очень туристическая Местия, знакомство с историей и бытом Сванетии, дом альпиниста Михаила Хергиани, переименование похода в «гастротур»

Местия — столица Сванетии. Город, в котором соединились воедино многовековое прошлое в образах сванских башен и шумное настоящее с различными сувенирными магазинчиками и многочисленными туристами. Город, который, кажется, уже говорит на всех европейских языках. Он мирно расположился между гор вдоль реки, даря всем посетителям возможность прикоснуться к истории Сванетии. Мне этот город очень понравился ночью, когда наступила тишина, а башни приятно подсвечивались фонарями. Было даже что-то мистическое в их золотом ночном свечении… Не упустите возможность побродить ночью не по центральным улицам этого города, а немного выше. Впечатлений получите много и надолго. 

В музее альпиниста Михаила Хергиани мы познакомились с его родственником, который нам с характерной грузинской эмоциональностью провел экскурсию. Здесь я впервые увидела типичный дом сванов, в котором они ещё, как я поняла, до совсем недавних времён жили. Мы просто завалили экскурсовода вопросами, на которые он терпеливо и дружелюбно отвечал. Очень познавательно! Ведь такие жилища мы ещё не раз будем встречать по дороге. Поднялись на башню, прошлись по комнатам, где жил когда-то извест-ный во всем бывшем Советском Союзе альпинист М.Хергиани.Это был удивительный человек, сколько жизней он спас! Но об этом вы сами сможете узнать во время экскурсии. 

В Местии мы жили в доме, хозяйку которого звали Манони. Ранее мы уже познакомились с грузинским гостеприимством и желанием накормить гостя. Но то,что нас ожидало здесь, было просто невероятным! Когда мы пришли на ужин,то было такое впечатление, что столы накрыты  на большую свадьбу. Различные салаты, хинкали, хачапури,первые блюда, картофель, блюда из баклажанов, фрукты и т .д. — всего не перечесть! Да ещё все вкусно и самостоятельно приготовлено! В этот вечер мы стали в шутку называть наш поход «Гастротур по Сванетии с лёгкими рюкзаками, но тяжёлыми желудками». Завтрак был таким же богатым, после которого было крайне сложно встать из-за стола. Такие обильные завтраки и ужины нас сопровождали практически на протяжении всего похода. 

Мой самый любимый день в походе 

Это было незабываемое приключение, к которому гид нас готовила с самого первого дня. Переход 17км, перевал на высоте почти 3000м. В этот день я почувствовала себя частью прекрасного мира. Необъятная красота Кавказа просто вливалась в меня с каждым шагом. Такое ощущение, что горы мне сами давали силы подниматься, идти дальше.  Я только во время привалов понимала, что мои ноги немного устали.

 Милые смелые лошадки перевозили нас через горную реку, к месту

переправы которой мы должны были обязательно прийти до обеда, ведь потом река становилась глубже и опаснее. Моему восторгу не было предела! Вот только моя лошадка на минуту остановилась посреди бурного потока, думая, куда же ступить дальше, тем самым резко повысив мой уровень адреналина. Я ее очень просила идти дальше. И она шла, пока ее не остановили ребята на другом берегу. 

На перевале я слышала, как падают и разбиваются огромные льдины с ледника, и думала, что это наступает гроза. Природа показала свою мощь, которую нельзя не уважать и не возможно не восторгаться. 

С высоты я видела, как рождается и растет река. Я видела величие Кавказа. 

          С помощью фото на перевале мы пытались передать все наши ощущения. Почти каждый из нас наверняка чувствовал себя птицей или ветром, свободным и сильным.

Поселок, забравший мое сердце 

Последние дни мы провели в Ушгули. Далёкий от привычной цивилизации между высоких гор поселок, он ещё сохранил свою самобытность, несмотря на то, что и он постепенно становится все более туристическим. 

Здесь есть ещё старые действующие башни, ветхие дома, в которых живут сваны. Здесь сохранилась и даже действует небольшая церковь Ламария (Святой Девы Марии), которая, если я не ошибаюсь, была построена в 9-10 веке, и там можно было увидеть старинные фрески. 

Мы познакомились с хранительницей старого дома, чудесной сванской бабушкой, от которой пахло молоком. Она нам показала жилье, в котором ещё совсем недавно жили они с сыном. 

Рано утром с восходом солнца мы немного поднялись с гидом на гору, с которой мы видели , как лучи солнца заполняют ущелье и Ушгули просыпается. Величественная Шхара была открыта во всей своей красоте. Она, наверное, тоже встречала вместе с нами рассвет под звон колокольчиков идущих на пастбище коров. Мир, спокойствие и благоговение чувствовала я в тот момент. И тогда я поняла, что это место забрало часть моего сердца.


Было много всего, о чем можно долго писать 

В день нашего отъезда шел дождь. Мне казалось,что горы отразили наше состояние: они так же плакали, как и мы, не желая прощаться. 

Каждый день не был похож на другой. Мы подходили по большим камням близко к ледникам, мы пили освежающую воду с горных ручейков, мы были радушно приняты в каждом доме. Сотни фотографий не передадут ту красоту, которую мы увидели. Я прониклась уважением к этому гордому и никем ещё не завоеванному народу — сванам. Они выживают часто в очень экстремальных условиях, ведь горы — это далеко не всегда солнце и хорошая погода. В то же время, они строят здесь новые дома, чтобы любой человек мог посетить их край, ознакомиться с их древнейшей культурой. Ну и пусть, что в гестхаузах иногда один душ на 6 человек и не всегда хорошо работает слив, а кровати ночью скрепят. Ну и пусть, что бывают немного сырыми комнаты. Это мелочи по сравнению с тем, что дарит Сванетия. В любом случае, нам было теплее и уютнее, чем нашим коллегам по путешествию, проходящим маршрут с палатками. Кстати, именно их мы назвали «настоящими туристами», ведь наша версия похода была действительно лёгкой. 

Гид, отдавший свое сердце горам 

«Любите ли вы горы так, как их люблю я?» — такой вот фразой я могу охарактеризовать нашего тимлидера Анну Белову. Человек, который просто оставил все блага цивилизации столичной жизни во имя гор. Общаясь с ней, ты понимаешь , что ее сердце не принадлежит людям. Она любит и знает горы, она с заразительным вдохновением рассказывает про каждую вершину, каждую реку и поселение. Анна бывала с нами строгой (а как же иначе в горах!), если мы немного своевольничали. Человек со своими устоявшимися принципами. Она искренне верит, что если люди идут в горы, то именно ради гор, поэтому ее очень расстраивали капризы и недовольства некоторых членов группы, и это чувствовалось.

 Я ей благодарна , что она смогла найти максимально комфортные для нас гостевые дома, ведь, напомню, мы были первой группой по Сванетии в таком формате.

Мне всегда очень важно доверять гиду. Анне я доверяла. С ней не страшно. И в то же время она не «няньчится» ни с кем и не лезет в душу, давая возможность каждому человеку самому раскрыть свой потенциал, мотивировать себя самому в моменты, когда было немного сложно. Но если ты обратишься к ней за помощью или советом, то конечно, получишь колоссальную поддержку. 

А ещё Анна любит все фотографировать и у нее получается запечатлеть просто уникальные моменты. Передать красоту гор через камеру, думаю, это тоже талант. И она с радостью делится своими снимками и впечатлениями в соцсетях показывая людям, как прекрасна Сванетия.

Немного пожеланий, немного советов всем,кто собирается в этот поход и что я вынесла для себя из путешествия 

Я совершенно не разбираюсь, как создаются походы такого формата «Налегке и в домиках» и я уверенна ,что все было продумано, чтобы показать нам максимум возможного без особого напряжения для туриста. Но мне иногда казалось,что мы много ездим на микроавтобусе. Поэтому всем, кто собирается в этот поход, рекомендую обязательно взять таблетки от укачивания, как ни как серпантинная дорога даёт о себе знать. Лично я бы оставила больше пеших дорог. Но тогда, возможно, пришлось бы увеличить колличество дней похода или сократить количество посещаемых мест.

В описании похода стоит значек, что можно идти с детьми. Да, это правда. Но ребенок должен быть неплохо физически подготовлен. У нас в группе была десятилетняя девочка, она очень старалась, у нее отлично получалось проходить сложные этапы маршрута при поддержке родителей, но было видно,что местами приходилось ей очень и очень тяжело. А ещё мне кажется , что в таких походах дети будут учиться не сдаваться и учится вести себя в коллективе с совершенно незнакомыми людьми в непривычной для них обстановке по правилам похода. Будьте готовы к этому. Иногда это нелегко. От каждого члена группы зависит успех и хорошее настроение во время путешествия. 

И, конечно, не перегружайте свой рюкзак лишними вещами и едой. Здесь его нести кроме вас никто не будет.  Голодными вы не останетесь точно,а на привалах будут лёгкие перекусы.

А я, уже дважды побывав в походах «лёгкого » формата,  пришла к выводу, что хочу продолжать путешествия , но уже с палатками. Это же так здорово, вытянуть себя из зоны комфорта и полностью повиноваться природе. И что-то мне подсказывает, что мой первый в жизни поход с палаткой будет именно в Грузии. 

Спасибо команде «Кулуар-похода «, за организацию такого великолепного путешествия! Вы -лучшие! 

Заявка на участие

0/350
Нажимая на кнопку «Отправить запрос», вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
Ваша заявка принята
Следующий шаг это
Хорошо, если вы заполните ее прямо сейчас. Также с вами скоро свяжется консультант и ответит на все вопросы по программе.
Мы сделаем все возможное, чтобы вы были счастливы в горах. Это наша миссия. Увидимся!
Что-то пошло не так! Попробуйте позже Ваша заявка принята. В ближайшее время с вами свяжется наш консультант. Он проинструктирует, что делать дальше и с радостью ответит на вопросы по программе. Привіт, ми з України. Граждан россии в наши группы не берем
Якою продовжити?
Нагадаємо, що у нас є україномовна версія сайту, тож оберіть
Українською
20% від прибутку витрачаємо на потреби ЗСУ. Деталі та звіти KuluarHelp тут. Ходіть в гори з KULUAR - наближайте перемогу! 🇺🇦